Всё о стиле гранж

Часть 4 Ведь хороший блудный сын...

Feb 27. 2012

Ведь хороший блудный сын должен решиться... Обнажиться и продаться, мама. Пустить себя с молотка. И погрузиться на глубину... (E. Vedder) Обезличивание музыкального образа несет смерть. Возможно потому, что слушая музыку люди склонны погружаться в свое воображение. Возможна ли музыка без образа и воображения? Возможно, да, но будет ли она музыкой? Можно задуматься над тем, почему одна последовательность нот порождает одни эмоции и ощущения, а другая последовательность абсолютно другие. Можно задуматься над тем, почему одна музыка легка для восприятия, а другая тяжела. Можно задуматься над тем, почему одна и та же песня в исполнении разных людей воспринимается по-разному. Можно. Но к чему это все приведет? Научный подход и эмоциональное восприятие совместимы? Хм. Хороший вопрос. Мнения разделятся. Итак, необходимо обратить внимание на сам исторический отрезок 1991-1995 г.г. На мой взгляд, происходил мало кем замеченный (?!?) небывалый культурно-музыкальный подъем. Может быть это и не была революция масштаба рок-н-ролла или хиппи 50-70хх г.г. Но для своего времени и по силе своего воздействия на людей это было прогрессивно, масштабно и революционно. Я склонен назвать этот отрезок «Последний всплеск» (перекликаясь с названием альбома группы The Breeders «Last Splash» 1993г.). Под «Последним всплеском», на мой взгляд, следует понимать последний творческий всплеск человеческой культурной мысли, вдохновения и впечатления, которая была индивидуальна, самодостаточна, нова, прогрессивна, интересна, способна захватить, способна научить, способна вдохновить, возвысить, открыть новые горизонты мышления. Это был кусок времени, реально привнесший в жизнь творческую гениальность в различных жанрах музыки и не только, заложив собой основы будущих течений и развитий. Итак, значимость периода, пик успеха и близость пика: Red Hot Chili Peppers “Blood Sugar Sex Magic”; Aerosmith “Get A Grip”; R.E.M. “Automatic For The People”; Radiohead “The Bends”; Therapy? “Troublegum”; The Breeders “Last Splash”; Green Day “Dookie”; Faith No More “Angel Dust”; Oasis “What The Story? Morning Glory”; Blur “Parklife”; Spin Doctors “Pocket Full Of Cryptonite”; Rage Against The Machine “Rage Against The Machine”; Smashing Pumpkins “The Melloncolie And The Infinite Sadness”; Hole “Live Through This”; Beck “Mellow Gold”; L7 “L7”, естественно Nirvana “Nevermind”; Stone Temple Pilots “Purple”; Soundgarden “Superunknown”; Pearl Jam “Ten” и еще множество неназванных артистов и работ. Несколько лет – мгновение в потоке вечности – подарили новую философию жизни - бессмертные сплетения нот. Да, и какой же будет вывод из всего этого? Резонный вопрос. Трудно сказать. Любая черта порождает однобокость и неполноценность смысла. Может быть в этом случае стоит воздержаться от вывода, дав каждому индивиду свободу восприятия и какой-либо оценки. Да, необходимо отметить, что помимо прекрасных работ признанных классиков рока этот период подарил миру целую вереницу новых имен: “Stone Temple Pilots”, “Pearl Jam”, “Radiohead”, “Beck”, “Oasis”, “Blur”, “Suede”, “Rage Against The Machine”, “Smashing Pumpkins”, “Deus”… десятки, сотни новых имен. Можно возразить: сейчас появляются также десятки и сотни новых имен. Ответ – да, верно, но каждое из вышеперечисленных воплощает в себе ярчайшую индивидуальность, революционность подхода. Эти имена породили множество подражателей и эхо их образов слышно и по сей день в рок-героях сегодняшних дней.